Сейчас на сайте

Сейчас 12 гостей онлайн

Опрос

Оплата государственной пошлины осуществляться
 

Баннер


создание сайтов
Натуральные сырые торты

Столешницы из мрамора
Антресоли на заказ из МДФ и ПВХ импортных производителей
Антресоли из МДФ с доставкой
Галтовка для промышленности

Обмен ссылками

Вопросы и ответы Печать E-mail

Вопросы и ответы

1.    Будут ли действовать на территории Российской Федерации выданные до 1 июля 2010 года санитарно-эпидемиологические заключения и свидетельства о государственной регистрации?
Да, такие санитарно-эпидемиологические заключения и свидетельства о государственной регистрации будут действовать на территории Российской Федерации до 1 января 2012 года.
Их действие не будет распространяться на территорию других государств-участников таможенного союза.
Кроме того, будет сохранена возможность получения до 1 января 2011 года документов, выдававшихся ранее для подтверждения соответствия продукции требованиям безопасности в соответствии с национальным законодательством одного из государств-сторон (свидетельство о государственной регистрации) для применения исключительно на территории государства, выдавшего такой документ.

2.    Какие документы, подтверждающие безопасность продукции, будут выдаваться с 1 июля 2010 года?
С 1 июля будут выдаваться свидетельства о государственной регистрации таможенного союза, действительные на всей территории государств-участников таможенного союза.
До 1 января 2011 года сохранена также возможность выдачи свидетельств о государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.    Кто может быть заявителем, на получение свидетельства о государственной регистрации таможенного союза?
Заявителем может быть:
- для подконтрольных товаров, изготавливаемых на таможенной территории таможенного союза - изготовитель (производитель) подконтрольного товара;
- для подконтрольных товаров, изготавливаемых вне таможенной территории таможенного союза - изготовитель (производитель), поставщик (импортер) подконтрольного товара.

4.    Куда следует обращаться для получения свидетельства о государственной регистрации продукции, действительного на всей территории таможенного союза?
Для получения документа, подтверждающего безопасность продукции, оформляемого по Единой форме, следует обращаться в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Москва, Вадковский пер., д. 18, стр. 5), территориальными органами Роспотребнадзора такие документы в настоящее время не оформляются.

5.    Какая продукция подлежит государственной регистрации на таможенной территории таможенного союза?
На таможенной территории таможенного союза государственной регистрации подлежат:
1.    Минеральная вода (природная столовая, лечебно-столовая, лечебная), бутилированная питьевая вода, расфасованная в емкости (в том числе для использования в детском питании), тонизирующие напитки, алкогольная продукция, включая слабоалкогольную продукцию, пиво.
2.    Специализированные пищевые продукты, в том числе продукты детского питания, продукты для беременных и кормящих женщин, продукты диетического (лечебного и профилактического) питания, продукты для питания спортсменов (далее - специализированные пищевые продукты); биологически активные добавки к пище, сырье для производства биологически активных добавок к пище, органические продукты.
3.    Пищевые продукты, полученные с использованием генно-инженерно-модифицированных (трансгенных) организмов, в том числе генетически модифицированные микроорганизмы.
4.    Пищевые добавки, комплексные пищевые добавки, ароматизаторы, растительные экстракты в качестве вкусоароматических веществ и сырьевых компонентов, стартовые культуры микроорганизмов и бактериальные закваски, технологические вспомогательные средства, в том числе ферментные препараты.
5.    Косметическая продукция; средства и изделия гигиены полости рта.
6.    Дезинфицирующие, дезинсекционные и дератизационные средства (для применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах (кроме применяемых в ветеринарии)).
7.    Товары бытовой химии.
8.    Потенциально опасные химические и биологические вещества и изготавливаемые на их основе препараты, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств), индивидуальные вещества (соединения) природного или искусственного происхождения, способные в условиях производства, применения, транспортировки, переработки, а также в бытовых условиях оказывать неблагоприятное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду.
9.    Материалы, оборудование, устройства и другие технические средства водоподготовки, предназначенные для использования в системах хозяйственно-питьевого водоснабжения.
10. Предметы личной гигиены для детей и взрослых; предметы детского обихода до трех лет: посуда и изделия, используемые для питания детей, предметы по гигиеническому уходу за ребенком; одежда для детей (первый слой).
11. Изделия, предназначенные для контакта с пищевыми продуктами (кроме посуды, столовых принадлежностей, технологического оборудования).
Ввоз и обращение товаров указанных в пунктах 1 - 11 настоящего раздела осуществляется при наличии документа, подтверждающего их безопасность в соответствии с пунктами 17 и 30 Положения о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу таможенного союза, подконтрольными товарами, перемещаемыми через таможенную границу таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза.


6.    Какие документы будут выдаваться на продукцию, которая ранее подлежала санитарно-эпидемиологической экспертизе с выдачей санитарно-эпидемиологических заключений, но теперь не включена в перечень продукции, подлежащей государственной регистрации на территории таможенного союза?
На такую продукцию будут оформляться документы, подтверждающие соответствие: преимущественно - декларации о соответствии, оформляемые с привлечением третьей стороны.


7.    На какую продукцию, независимо от того, включена она или нет в перечень продукции (подконтрольных товаров), на которую выдаются свидетельства о государственной регистрации, с 1 июля 2010 г. не требуется представления свидетельства о государственной регистрации?
Независимо от присвоения кода ТН ВЭД в соответствии с Переченем товаров, подлежащих государственной регистрации, не будет требоваться представление свидетельства о государственной регистрации на следующую продукцию (раздел III Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза):
o    образцы продукции, предназначенные исключительно для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы с целью оформления свидетельств о государственной регистрации;
o    товары, предназначенные исключительно для использования в качестве лабораторных реактивов, лабораторная посуда, (за исключением радиационно-опасных и содержащих нативный инфекционный материал);
o    пищевое сырье (яйцо куриное, гусиное и пр.), используемоеисключительно для приготовления питательных сред;
o    продукция, произведенная на территории таможенного союза по заказам и нормативно-технической документации зарубежных фирм и предназначенная исключительно для реализации за ее пределами;
o    выставочные и рекламные образцы продукции, не предназначенные для реализации и использования на таможенной территории таможенного союза;
o    продукция, бывшая в потреблении, в том числе реализуемая через магазины и отделы комиссионной торговли;
o    коллекции, созданные учащимися и студентами учреждений образования, предназначенные для участия в национальных и международных фестивалях.


8.    В каких случаях Уполномоченные органы сторон могут проводить лабораторные исследования находящихся в обращении товаров (продукции) на подконтрольной территории?
Уполномоченные органы Сторон имеют право при обращении подконтрольных товаров производить на подконтрольной им территории отбор проб для проведения лабораторных исследований (испытаний) в следующих случаях:
o    по эпидемиологическим показаниям;
o    при поступлении информации от государственных органов и общественных организаций о нарушениях законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обоснованных жалоб от населения на качество и безопасность подконтрольных товаров;
o    при проведении санитарно-эпидемиологического обследования объекта в ходе осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля).


9.    Имеют ли право уполномоченные органы сторон запрашивать протоколы лабораторных исследований на основании которых был выдан документ подтверждающий безопасность продукции?
Уполномоченные органы Сторон имеют право запрашивать протоколы лабораторных исследований (испытаний), на основании которых выдан документ, подтверждающий безопасность продукции (товаров), у уполномоченных органов, выдавших данный документ, в случае:
o    установления несоответствия подконтрольных товаров Единым санитарным требованиям в ходе проведения государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля);
o    необходимости получения дополнительной информации о подконтрольных товарах.


10. В каких случаях приостанавливается или прекращается действие документов подтверждающих безопасность продукции?
Действие документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), приостанавливается или прекращается в следующих случаях:
o    установление факта несоответствия подконтрольных товаров Единым санитарным требованиям, достоверно не связанного с нарушениями условий транспортирования, хранения и реализации подконтрольного товара;
o    принятие Сторонами изменения, показателей безопасности подконтрольных товаров, основанных на результатах развития современного уровня научных знаний;
o    поступление информации от уполномоченных органов Сторон, осуществляющих и (или) координирующих работы по техническому регулированию, санитарным, ветеринарным и фитосанитарным мерам, от международных организаций или от государств, не являющихся участниками таможенного союза, о том, что подконтрольные товары, представляют опасность для жизни и здоровья человека.


11. В каких случаях Должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль, организуют проведение санитарно-эпидемиологической и гигиенической оценки подконтрольных товаров?
Должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль, организуют проведение санитарно-эпидемиологической и гигиенической оценки подконтрольных товаров в следующих случаях:
o    нарушение условий транспортировки, целостности контейнеров, лихтеров и т.п.;
o    повреждение упаковки;
o    прибытие товаров из стран, неблагополучных в эпидемиологическом отношении, и (или) из зараженных в результате радиоактивных, химических и биологических аварий районов (при выявлении превышения допустимых значений мощности дозы излучения и поверхностного загрязнения радионуклидами при перевозке радиоактивных материалов; опасных грузов в поврежденной упаковке с признаками утечки содержимого), и (или) с признаками присутствия грызунов и насекомых;
o    поступление информации о несоответствии подконтрольных товаров Единым санитарным требованиям;
o    наличие информации о несоответствии подконтрольных товаров заявленным в транспортных (перевозочных) и (или) коммерческих документах и ввоза на таможенную территорию таможенного союза данного подконтрольного товара.


12. Каким документом руководствоваться, если показатели, установленные для продукции ГОСТом и Едиными требованиями отличаются?
В соответствии с Решением Комиссии таможенного союза от 28 мая 2010г. № 299 «О применении санитарных мер в таможенном союзе» (пункт 2.) с 1 июля 2010г. на таможенной территории Таможенного союза действуют Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю).


13. Можно ли сейчас получить свидетельство о государственной регистрации, предусмотренное Решением Комиссии таможенного союза от 28 мая 2010г. № 299 «О применении санитарных мер в таможенном союзе», если есть санитарно-эпидемиологическое заключение, действующее до 1 января 2012 г.?
Да, можно.


14. Где можно ознакомиться с документами Комиссии таможенного союза?
Документы таможенного союза размещаются на сайте таможенного союза www.tsouz.ru.

15. Куда следует обращаться по вопросам обязательного подтверждения соответствия в форме декларации о соответствии или сертификации соответствия?
Федеральное агентство по техническому регулирования и метрологии: www.gost.ru.

16. Какая разница между санитарными правилами и Едиными требованиями?
Санитарные правила – это обязательные требования, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения нашей страны, которые утверждаются Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации и действуют на территории Российской Федерации.
Единые требования – это обязательные санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к продукции, которая пересекает границу Таможенного союза и перемещается по территории этого союза (территории союза Белоруссии, Казахстана и России) и утверждаются Комиссией Таможенного союза, возглавляемая вице- премьерами этих трех стран.
Эти обязательные требования действуют на всей территории таможенного союза.
В связи с тем, что эти обязательные требования принимаются в качестве международного договора, статус их выше, чем нормативно-правовые акты государств-участников таможенного союза (законы, технические регламенты, постановления Правительств, указы Президентов и другие), требования санитарных правил не должны противоречить Единым требованиям.
В настоящее время требования ряда санитарных правил приводятся в соответствии с Едиными требованиями.

17. В настоящее время при подаче документов на оформление сертификатов соответствия или регистрации деклараций о соответствии требуется предоставление санитарно-эпидемиологических заключений (СЭЗ) или свидетельств о Государственной регистрации. Будет ли требоваться предоставление СЭЗ или свидетельств о Государственной Регистрации в дальнейшем при оформлении сертификатов соответствия или регистрации деклараций о соответствии?
Требование санитарно-эпидемиологического заключения или свидетельства о государственной регистрации в дальнейшем (после начала функционирования таможенного союза) при оформлении сертификатов соответствия или деклараций о соответствии не предусматривается.
При этом следует отметить, что обязанность по формированию нормативных правовых актов, определяющих процедуры обязательного подтверждения соответствия, относится к компетенции Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
Позиция Роспотребнадзора заключается в том, что отсутствует необходимость дублирования административных процедур.

18. До 1 июля 2010, согласно действующему законодательству РФ, на продукцию требующую оформления СЭЗ или свидетельства о Государственной Регистрации, в большинстве случаев также требуется оформление сертификата соответствия или регистрация декларации о соответствии. Будет ли требоваться в дальнейшем оформление сертификата соответствия или регистрация декларации о соответствии для продукции, подлежащей Государственной регистрации?
Оформление сертификата соответствия или регистрация декларации о соответствии для продукции, подлежащей государственной регистрации, не требуется.


19. Требуется ли при оформлении сертификата соответствия или регистрации декларации о соответствии предоставление документов, подтверждающих безопасность продукции, в частности СЭЗ, свидетельства о Государственной регистрации, документов изготовителя (поставщика), подтверждающих безопасность продукции?
Вопросы оформления сертификатов соответствия и декларации о соответствии относятся к компетенции Федерального агентства по техническому регулирования и метрологии и Минпромторга России.
С 1 июля 2010 года не выдаются санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии продукции государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Государственная регистрация продукции является одной из форм оценки соответствия, что предусмотрено в отношении, например, соковой продукции для детского питания, таким образом полагаем оформление сертификатов соответствия и деклараций о соответствии на продукцию, подлежащую государственной регистрации избыточной.
В настоящее время Правительством Российской Федерации готовятся изменения в перечень товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, которыми предусматривается исключение товаров, подлежащих государственной регистрации, из перечня товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в форме декларирования соответствия или сертификации соответствия.
Документы изготовителя (поставщика) должны рассматриваться при подтверждении соответствия.


20. Какой информационной системой можно пользоваться с 1-го июля 2010 для предоставления электронной формы документов, подтверждающих безопасность, заверенных электронной цифровой подписи?
Определение информационной системы для предоставления электронной формы документов, подтверждающих безопасность подконтрольных товаров, заверенных электронной цифровой подписью определяется Комиссией таможенного союза, а также таможенными органами.


21. Что представляет собой выписка из Реестра свидетельств о государственной регистрации, каким образом она оформляется и заверяется?
Выписка из Реестра свидетельств о государственной регистрации представляет собой письменное подтверждение органом, выдавшим документ, подтверждающий безопасность продукции, факта его выдачи.
Копия выписки может заверяться органом, выдавшим документ, подтверждающий безопасность, или нотариально.


22. Какие лаборатории (какому ведомству подчиненные) будут проводить исследования продукции для целей оформления свидетельства о государственной регистрации?
В соответствии с пунктом 6 Положения о порядке оформления (Приложение к Единой форме документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров)) лабораторные исследования подконтрольных товаров для целей оформления документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), проводятся лабораториями уполномоченных органов, аккредитованными (аттестованными) в национальных системах аккредитации (аттестации) Сторон и внесенными в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) таможенного союза, в целях установления безопасности подконтрольных товаров
в соответствии с Едиными санитарными требованиями.
До утверждения такого перечня, принимаются протоколы всех аккредитованных на подтверждение соответствия требованиям соответствующих государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов лабораторий, аккредитованных в национальной системе аккредитации Российской Федерации.


23. Будет ли требоваться после 1 июля 2010 года вынесение реквизитов Свидетельства о Государственной регистрации на потребительскую упаковку товаров?

Вынесение реквизитов свидетельства о государственной регистрации на потребительскую упаковку товаров в соответствии с Соглашением таможенного союза по санитарным мерам и принятыми в его развитие документами не требуется.


24. Подтверждение соответствия Единым санитарным требованиям возможно только по результатам исследований, выполненных лабораториями, включенными в Единый реестр органов по сертификации и лабораторий ТС. Когда планируется начать формировать такой Единый реестр и на каких условиях. Кто будет формировать и вести этот Единый реестр?

Единый реестр должен формироваться Комиссией таможенного союза на основании национальных реестров.
Формирование Единого реестра уже начато, сведения предоставляются в Комиссию таможенного союза Правительствами государств-участников.
До момента формирования Единого реестра органов по сертификации и лабораторий таможенного союза для целей государственной регистрации товаров принимаются протоколы аккредитованных испытательных лабораторий (центров).


25. Санитарно-эпидемиологическую и гигиеническую оценку при подтверждении соответствия будут проводить декларанты или органы по сертификации. Как это будет соотноситься с Федеральным законом №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которому такую оценку могут проводить только аккредитованные эксперты.
Санитарно-эпидемиологическую и гигиеническую оценку будут проводить испытательные лаборатории уполномоченных органов, а также организации и эксперты, аккредитованные в установленном порядке, который до настоящего времени не установлен.


26. Потребуется ли для продукции, производимой и выпускаемой в обращение после 1 июля 2010 года, на которую ранее оформлены документы, подтверждающие безопасность и соответствие согласно национальному законодательству сторон, проведение оценки соответствия на единые требования с оформлением документов единой формы?
Документы, подтверждающие безопасность товаров, оформленные до 1 июля 2010 года, будут действовать до 1 января 2012 года на территории государства, их выдавшего.
Для обращения товаров на территории таможенного союза необходимо оформление свидетельства о государственной регистрации, выдаваемого по Единой форме в соответствии с Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями.


27. Чем обоснована отмена СЭЗ?

Отсутствие в Соглашении Таможенного союза по санитарным мерам подтверждения безопасности продукции (товаров) в форме санитарно-эпидемиологического заключения.


28. Какой документ будет выдаваться с 01.06.2010 до 01.01.2011 на продукцию, на которую ранее выдавалось СЭЗ?

Для продукции, подлежащей с 01.07.2010 государственной регистрации (на которую ранее выдавались СЭЗ), помимо выдачи свидетельства о государственной регистрации продукции по Единой форме документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), до 1 января 2011 года сохранена возможность выдачи свидетельств о государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.


29.Наличие каких документов, подтверждающих безопасность продукции и ее соответствие, необходимо:
o    для пропуска товаров через таможенную границу ТС
o    для таможенного оформления в пункте таможенного оформления
o    для обращения продукции на территории ТС
Свидетельство о государственной регистрации, в соответствии с Перечнем товаров, подлежащих государственной регистрации, утвержденным Решением Комиссии таможенного союза
До 01.01.2012 - свидетельство и государственной регистрации и санэпидзаключение, выданные до 01.07.2010


30. Оформление каких документов, подтверждающих безопасность продукции и ее соответствие, необходимо для выпуска в обращение продукции, произведенной на территории ТС?
Свидетельство о государственной регистрации, в соответствии с Перечнем товаров, подлежащих государственной регистрации, утвержденным Решением Комиссии таможенного союза
До 01.01.2012 - свидетельство и государственной регистрации и санэпидзаключение, выданные до 01.07.2010


31. Может ли продукция, на которую приняты и действуют российские технические регламенты, произведенная в Российской Федерации для внутреннего рынка или импортированная из-за рубежа в Российскую Федерацию в период с 1 июля 2010 года по 31 декабря 2011 года, выпускаться в обращение на территории Российской Федерации в сопровождении деклараций о соответствии или сертификатов соответствия, оформленных согласно действующим техническим регламентам до 1 июля 2010 года, при условии, что такая продукция уже находилась и находится в обращении на территории РФ?

Да, такая продукция может находиться в обороте до 31 декабря 2011 года.


32. Каким требованиям должна соответствовать продукция, подлежащая государственной регистрации с 1 июля 2010 г., при отсутствии в Единых требованиях требований безопасности к такой продукции, например питание для спортсменов, для беременных женщин, продуктов для диетического и диабетического питания?
Питание для спортсменов, для беременных женщин, продуктов для диетического и диабетического питания должны соответствовать Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) исходя из компонентов, входящих в его состав (например: если в состав входит молоко, то по требованиям к молочным продуктам и т.п.)


33. Для чего необходимо проставлять на границе штамп «ввоз разрешен» и «ввоз запрещен»?
Наличие штампа «ввоз разрешен» свидетельствует о том, что сотрудником санитарно-карантинного пункта проведены все мероприятия, подтверждающие, что продукция безопасна и может быть допущена к обороту на территории Таможенного союза.


34. В соответствии со ст. 22, п.6 Требований наряду с типичным комплектом документов, "предоставляемым заявителем для проведения регистрации специализированных пищевых продуктов диетического (лечебного и профилактического) питания,...[он] должен содержать документы, подтверждающие проведение исследований и испытаний клинической эффективности в части их лечебного или профилактического действия...". Ст. 23, п.2 определяет ответственных за исследования и испытания клинической эффективности специализированных пищевых продуктов: «проводятся в лечебных и лечебно-профилактических учреждениях, имеющих лицензию на соответствующий вид медицинской деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и аккредитованных на проведение исследований и испытаний клинической эффективности специализированных пищевых продуктов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации»" Ст. 21, п.8: "Исследования (испытания) отдельных видов пищевых продуктов проводятся организациями и лабораториями, аккредитованными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации". Хотелось бы внести уточнение: о каких испытаниях клинической эффективности идет речь? В отношении лечебного питания можно говорить о безопасности и переносимости, поскольку питание в отличие от лекарства не ставит своей целью "лечение", а положительно влияет на общее состояние организма. Кроме того, лечебное питание, в отличие от лекарств, имеет в своем составе не один, а несколько активных элементов, что заметно усложняет (и увеличивает по времени) процедуру клинической оценки эффективности.
При вынесении на этикету специализированных пищевых продуктов диетического (лечебного и профилактического) питания информации о влиянии данной продукции на функциональное состояние организма или отдельных его систем необходимо подтвердить данную информацию исследованиями и испытаниями в аккредитованных на проведение данных исследований организациях


Этапы работы по государственной регистрации продукции при импорте:
1. Положение о порядке оформления Единой формы документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров) (далее – Положение), устанавливает порядок организации, оформления и выдачи документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров) – свидетельства
о государственной регистрации на товары, включенные в раздел II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза.
Для данного Положения под Сторонами понимаются государства –члены таможенного союза.
2. Работы для целей получения документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), осуществляются уполномоченными органами Сторон по заявлениям индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (далее – заявители) за их счет.
Заявителем на получение документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), является:
для подконтрольных товаров, изготавливаемых на таможенной территории таможенного союза, – изготовитель (производитель) подконтрольного товара;
для подконтрольных товаров, изготавливаемых вне таможенной территории таможенного союза, – изготовитель (производитель), поставщик (импортер) подконтрольного товара.
3. Срок оформления документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), не может превышать 30 календарных дней с момента обращения заявителя.
4. Порядок оформления документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), включает:
прием и регистрацию заявления;
экспертизу представленных документов, включая документы, предоставляемые заявителем, и результаты лабораторных исследований испытаний) подконтрольных товаров на соответствие Единым санитарным требованиям ;
согласование необходимой информации в соответствии
с законодательством Стороны, в которой проводится государственная регистрация;
внесение сведений о подконтрольных товарах в Реестр свидетельств
о государственной регистрации (далее – Реестр свидетельств);
оформление и выдачу документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров).
5. Отбор проб (образцов) подконтрольных товаров, изготовленных
на таможенной территории таможенного союза, для лабораторных исследований (испытаний) осуществляется лабораториями уполномоченных органов, аккредитованными (аттестованными) в национальных системах аккредитации (аттестации) Сторон и внесенных в Единый реестр органов
по сертификации и испытательных лабораторий (центров) таможенного союза, в количестве, необходимом для проведения исследований, и оформляется актом отбора.
Пробы (образцы) подконтрольных товаров, изготавливаемых вне таможенной территории таможенного союза, для целей оформления свидетельства о государственной регистрации предоставляются
с сопроводительным письмом изготовителя (производителя).
6. Лабораторные исследования подконтрольных товаров для целей оформления документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), проводятся лабораториями уполномоченных органов, аккредитованными (аттестованными) в национальных системах аккредитации (аттестации) Сторон и внесенными в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) таможенного союза, в целях установления безопасности подконтрольных товаров
в соответствии с Едиными санитарными требованиями.
7. Решение о выдаче документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), принимается уполномоченными органами на основании положительных результатов экспертизы представленной документации
и результатов лабораторных исследований (испытаний) подконтрольных товаров.
8. Для целей выдачи документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), представляются следующие документы:
1) для подконтрольных товаров, изготавливаемых на таможенной территории таможенного союза:
заявление;
копии документов, в соответствии с которыми изготавливается продукция (стандарты, технические условия, регламенты, технологические инструкции, спецификации, рецептуры, сведения о составе), заверенные изготовителем (производителем);
копия документа изготовителя (производителя), удостоверяющего безопасность и качество исследуемых образцов, заверенная в соответствии
с законодательством Стороны, в которой проводится государственная регистрация;
документ изготовителя (производителя) по применению (эксплуатации, использованию) подконтрольных товаров (инструкция, руководство, регламент, рекомендации) либо его копия, заверенная заявителем (при наличии);
копии этикеток (упаковки) или их макеты на подконтрольные товары, заверенные заявителем;
копии документов о специфической активности биологически активной добавки к пище (для препаратов, содержащих неизвестные компоненты, неофициальные прописи), заверенные заявителем;
акт отбора образцов (проб);
декларации изготовителя (производителя) о наличии генно-инженерно модифицированных (трансгенных) организмов, наноматериалов, гормонов, пестицидов в пищевых продуктах;
протоколы исследований (испытаний), научные отчеты, экспертные заключения;
выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
2) для подконтрольных товаров, изготавливаемых вне таможенной территории таможенного союза:
заявление;
копии документов, в соответствии с которыми изготавливается продукция (стандарты, технические условия, регламенты, технологические инструкции, спецификации, рецептуры, сведения о составе), заверенные в соответствии с законодательством Стороны, в которой проводится государственная регистрация;
декларации изготовителя (производителя) о наличии генно-инженерно модифицированных организмов, наноматериалов, гормонов, пестицидов в пищевых продуктах;
документ изготовителя (производителя) по применению (эксплуатации, использованию) подконтрольных товаров (инструкция, руководство, регламент, рекомендации) либо его копия, заверенная заявителем (при наличии);
копия документа изготовителя (производителя), удостоверяющего безопасность и качество исследуемых образцов, заверенная в соответствии
с законодательством Стороны, в которой проводится государственная регистрация;
копии этикеток (упаковки) продукции, заверенные заявителем;
оригиналы или копии документов о специфической активности биологически активной добавки к пище (для препаратов, содержащих неизвестные компоненты, неофициальные прописи), заверенные в соответствии с законодательством Стороны, в которой проводится государственная регистрация;
оригиналы или копии документов о токсикологической характеристике препарата (для пестицидов, агрохимикатов, средств защиты и регуляторов роста растений), заверенные в соответствии с законодательством Стороны,
в которой проводится государственная регистрация;
копия документа, подтверждающего свободное обращение подконтрольных товаров на территории государства изготовителя (производителя), заверенная в соответствии с законодательством Стороны,
в которой проводится регистрация, или сведения об отсутствии необходимости оформления такого документа, выданные в соответствии с законодательством государства изготовителя (производителя);
протоколы исследований (испытаний), научные отчеты, экспертные заключения;
копии документов, подтверждающих ввоз образцов подконтрольных товаров на таможенную территорию таможенного союза, заверенные
в соответствии с законодательством Стороны, в которой проводится государственная регистрация.
Переводы документов изготовителя (производителя) на иностранных языках должны быть заверены в соответствии с законодательством Стороны,
в которой проводится государственная регистрация.
9. Стороны могут дополнительно запрашивать иные документы, предусмотренные законодательством Стороны, в которой проводится государственная регистрация.
10. В оформлении документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), может быть отказано в следующих случаях:
несоответствие подконтрольных товаров Единым санитарным требованиям;
если представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Стороны, в которой проводится государственная регистрация, а также содержащие недостоверную информацию;
если отсутствуют предусмотренные законодательством Стороны,
в которой проводится государственная регистрация, основания для оформления и выдачи документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров);
если в отношении подконтрольных товаров и условий их изготовления и оборота не могут быть на современном уровне развития науки установлены требования безопасности, а также отсутствуют методики определения и измерения в продукции и среде обитания человека опасных факторов такой продукции;
наличие информации о случаях вредного воздействия подконтрольных товаров на здоровье человека и среду его обитания при изготовлении, обороте и употреблении (использовании) продукции.
Решение об отказе в письменной форме или в форме электронного документа с обоснованием причин отказа в течение трех рабочих дней направляется заявителю, Руководителям (их заместителям) уполномоченных органов Сторон, а также вносится в Информационную систему Евразийского экономического сообщества в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер, и Интегрированную информационную систему внешней и взаимной торговли таможенного союза.
11. Свидетельство о государственной регистрации является действительным с момента выдачи до прекращения поставок продукции
на территорию таможенного союза и (или) изготовления продукции на таможенной территории таможенного союза.
12. Документы, подтверждающие безопасность продукции (товаров), оформленные уполномоченными органами Сторон до вступления в силу Соглашения таможенного союза по санитарным мерам, действуют исключительно на территории Стороны, выдавшей данные документы,
в пределах указанного в них срока, но не позднее 1 января 2012 года.
Сведения о переоформлении немедленно вносятся в национальный Реестр свидетельств о государственной регистрации.
13. Уполномоченными органами Сторон при выдаче документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров) по Единой форме, принимаются документы, подтверждающие безопасность продукции (товаров), оформленные уполномоченными органами Сторон до вступления в силу Соглашения таможенного союза по санитарным мерам, в части соответствия подконтрольных товаров Единым санитарным требованиям.
14. Стороны признают протоколы исследований (испытаний) испытательных лабораторий (центров), указанных в пункте 6 настоящего Положения, на основании которых выданы документы, подтверждающие безопасность продукции (товаров).
15. При различии показателей безопасности подконтрольных товаров, предусмотренных Едиными санитарными требованиями для Сторон, информация о таком несоответствии указывается в графе Единой формы документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), «Соответствует» с перечислением показателей и нормативов, наименования Стороны, на территории которой оборот таких подконтрольных товаров
не допускается. При оформлении документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), на пищевые продукты в графе «Наименование продукции» указываются входящие в состав пищевого продукта пищевые добавки, а также сведения о наличии генно-инженерно модифицированных (трансгенных) организмов, наноматериалов.
16. Документ, подтверждающий безопасность продукции (товаров), подлежит замене без проведения дополнительных или повторных исследований (испытаний) в следующих случаях:
выявление при обращении подконтрольных товаров в документе, подтверждающем безопасность продукции (товаров), ошибок (опечаток), допущенных по вине уполномоченного органа;
внесение изменений, не касающихся показателей безопасности и качества, состава подконтрольных товаров, их назначения, в нормативные и (или) технические документы, по которым выпускается продукция;
издание нового нормативного правового акта, содержащего требования
к подконтрольным товарам, принятие которого не влечет за собой внесение изменений в показатели гигиенической безопасности, состава продукции.
В указанных выше случаях обращение подконтрольных товаров на время, необходимое для замены документов, подтверждающих безопасность продукции (товаров), не приостанавливается.
17. При выдаче документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), ему присваивается номер, формируемый в следующем порядке:
XX.XX.XX.XX.XXX.X.XXXXXX.XX.XX
1     2     3    4       5    6         7           8     9
Позиция 1 – двухсимвольный код страны, ALPHA2 (BY – Беларусь,
KZ – Казахстан, RU – Россия).
Позиция 2 – двухзначный цифровой код региона страны или ведомства (от 01 до 99; код региона самостоятельно устанавливается национальным центральным реестром и сообщается в единый реестр).
Позиция 3 – двухзначный цифро-буквенный (буквы русского алфавита) код организации, уникальный для региона (от 01 до 99, от АА до ЯЯ, возможно комбинации цифр и букв; код региона самостоятельно устанавливается национальным центральным реестром и сообщается в единый реестр).
Позиция 4 – двухзначный цифровой код рабочего места уникальный
в данной организации (код самостоятельно устанавливается в рамках организации, информирование вышестоящих Реестров не требуется).
Позиция 5 – трехзначный цифровой код согласно единому классификатору продукции.
Позиция 6 – литера «Е».
Позиция 7 – шестизначный цифровой номер оформленного в текущем году свидетельства о государственной регистрации в данной организации; устанавливается «1» в начале года.
Позиция 8 – двухзначный цифровой код месяца (порядковый номер месяца: от 01 до 12).
Позиция 9 – двухзначный цифровой код года (последние две цифры года: от 00 до 99).
Единый классификатор продукции:
001 – косметическая продукция;
002 – дезинфицирующие, дезинсекционные и дератизационные средства для применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах (кроме применяемых в ветеринарии);
003 – БАД;
004 – продукты диетического питания;
005 – продукты детского питания;
006 – вода минеральная, вода питьевая бутилированная;
007 – продукты специализированные;
008 – потенциально опасные химические и биологические вещества и изготавливаемые на их основе препараты, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств), индивидуальные вещества (соединения) природного или искусственного происхождения, способные в условиях производства, применения, транспортировки, переработки, а также в бытовых условиях оказывать неблагоприятное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду;
009 – пищевые добавки;
010 – технологические вспомогательные средства для пищевой промышленности;
011 – пищевые продукты, полученные с использованием генетически-инженерно-модифицированных организмов;
012 – предметы личной гигиены для детей и взрослых;
013 – материалы, оборудование, устройства и другие технические средства водоподготовки, предназначенные для использования в системах хозяйственно-питьевого водоснабжения;
014 – средства и изделия гигиены полости рта;
015 – товары бытовой химии;
016 – одежда;
017 – тонизирующие напитки;
018 – алкогольная продукция, включая слабоалкогольную продукцию
и пиво;
019 – изделия, предназначенные для контакта с пищевыми продуктами.
18. Споры между уполномоченными органами Сторон, связанные
с оформлением и выдачей документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), решаются путем проведения взаимных консультаций между уполномоченными органами, определяемыми Сторонами.
19. Документ, подтверждающий безопасность продукции (товаров), относится к бланкам строгой отчетности, обеспечивающим защиту
от подделки. Степень защиты бланков определяется законодательством Стороны, в которой проводится государственная регистрация.



Проще говоря, Впрочем, пугаться не стоит: СЭЗ, выданные ранее, будут действовать на территории России до 1 января 2012 года, а это значит, что у предпринимателей еще есть время на оформление необходимых документов. Кроме того, до 1 января 2011 года остается возможным получение свидетельства о государственной регистрации, оформленного по правилам, действующим на территории РФ. Итак, теперь практически на всю продукцию, на которую раньше выдавалось СЭЗ, необходимо получать свидетельство о государственной регистрации на территории таможенного союза. Для этого необходимо подать соответствующее заявление в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Также заявления можно направлять и в местные органы Роспотребнадзора, однако в них на данный момент осуществляется государственная регистрация лишь весьма ограниченного круга товаров. Перечень этих видов продукции, как и полный список подконтрольных товаров, можно найти в письме Роспотребнадзора от 5 июля 2010 года № 01/9950-0-23, а также в «Едином перечне товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза».

Ряд видов продукции, ранее подлежавших обязательной санитарно-эпидемиологической экспертизе, не нуждается в государственной регистрации на территории таможенного союза. На многие такие товары будут выдаваться декларации о соответствии, подтверждающие безопасность продукции.
Для получения документов, подтверждающих безопасность продукции, оформленных по Единым правилам, необходимо подать следующие документы:
заявление;
копии стандартов, ТУ, ТИ, рецептур и прочих сведений, в соответствии с которыми изготавливается продукция;
заверенная копия документа производителя, удостоверяющего безопасность и качество образцов продукции;
инструкции, регламенты, рекомендации по использованию продукта;
заверенные копии этикеток (упаковок) или их макеты;
для биоактивных добавок — копии документов о специфической активности компонентов;
акт отбора образцов;
декларации о наличии ГМО, наноматериалов, пестицидов, гормонов;
протоколы исследований, экспертные заключения;
выписка из Единого реестра индивидуальных предпринимателей или юридических лиц.
Если продукт изготавливается вне территории таможенного союза, то кроме перечисленных документов, необходимо предоставить также:
копии документов, подтверждающих ввоз образцов продукта на территорию таможенного союза
заверенные копии документов, подтверждающих свободное обращение товара на территории страны изготовителя.
Естественно, появление единого документа о государственной регистрации подразумевает появление Единых требований к продукции. Не стоит путать их с санитарными правилами. Единые требования представляют собой свод санитарных требований к товарам, пересекающим границы таможенного союза. Санитарные правила — это нормы, утвержденные главным санитарным врачом Российской Федерации и действующие только на территории нашей страны.

Официально подтвердить соответствие Единым требованиям могут исследования лабораторий, включенных в «Единый реестр органов по сертификации и лабораторий ТС». На данный момент процесс формирования реестра уже запущен (занимается этим Комиссия Таможенного союза), однако пока для оформления государственной регистрации достаточно протокола любого аккредитованного исследовательского центра. Подать заявку на получение свидетельства о государственной регистрации может производитель товара или его импортер (в случае, если товар изготавливается вне таможенной территории таможенного союза). После подачи документов производится экспертиза предоставленных материалов и результатов лабораторных исследований. Затем сведения о подконтрольном товаре вносятся в реестр свидетельств о государственной регистрации, после чего уполномоченный орган оформляет и выдает заявителю документы о безопасности продукции.

Документ о государственной регистрации на территории таможенного союза имеет довольно простую форму для заполнения. В верхней части бланка ставится логотип ЕврАзЭС, ниже указывается название и имя руководителя уполномоченного органа, выдающего данный документ, а также наименование административно-территориального образования.

Далее следует подзаголовок «Свидетельство о государственной регистрации», непосредственно под которым указывается номер свидетельства и дата его выдачи. Ниже необходимо указать наименование продукции с перечнем нормативных документов, в соответствии с которыми она изготавливается. Там же нужно указать наименование и место нахождения производителя товара. В следующих строках бланка ставится отметка о соответствии продукции Единым требованиям, приводится список протоколов исследований, на основании которых было выдано свидетельство. В нижней строке необходимо указать ФИО и подпись лица, выдавшего документ.

Каждому такому документу присваивается номер, формирующийся из 9 позиций, идущих в следующем порядке:
1. двухзначный код страны (BY — Республика Беларусь, KZ — Республика Казахстан, RU — Российская Федерация);
2. двухзначный код ведомства или региона страны;
3. двухзначный цифро-буквенный код организации;
4. двухзначный цифровой код рабочего места в организации;
5. трехзначный цифровой код продукции (по единому классификатору);
6. литера «E»;
7. шестизначный номер оформленного в текущем году свидетельства;
8. номер месяца;
9. две последние цифры текущего года.

Важно, что срока действия свидетельство о государственной регистрации практически не имеет: оно остается действительным на весь период производства или поставок продукции. Таким образом, получив этот документ, можно будет надолго забыть о проблемах, связанных с подтверждением безопасности товаров, пересекающих границы таможенного союза.


 
Сертификация